Из дипломной работы на тему "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в юношеских военно-патриотических объединениях"

Глава 3. Практическое исследование процесса духовно-нравственного воспитания в современных православных военно-патриотических объединениях.

В конце данной работы мы приводим практические исследования духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Исследование проводилось в форме анкетирования. Была разработана анкета из 30 вопросов. Вопросы были нравственного и патриотического характера, а также требующие аналитического осмысления. Цель анкеты - выявить уровень патриотических чувств у детей и нравственную оценку тех, или иных вопросов жизни.


Для исследования было выбрано две группы детей, это
- курсанты православного военно-патриотического клуба «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
- школьники 216 московской школы
Общее количество детей 36 человек, возраст от 13 до 18 лет. Подсчитывались положительные и отрицательные ответы. Выделяются вопросы аналитического и интеллектуального характера.

Анкетные вопросы.

О Родине.
1. Что для вас есть Родина.
2. Если бы вам предложили переменить страну, вы бы согласились?
3. Нашей страной можно гордиться?
4. Наша страна может гордиться: оружием, людьми, учеными, или всем вместе?
5. Вы переживаете беды своей Родины или вам все равно?
6. Какое самое большое горе (беда) выпала на нашу страну в наши дни?

О Родном Крае.
7. Вы знаете, кто основал ваш город?
8. Вы любите город, в котором живете?

О Семье.
9. Как вы считаете, вашу семью можно назвать маленькой Родиной?
10. Вы знаете историю своей семьи?
О Национальной принадлежности.
11. Вы гордитесь тем, что вы русский (-ая)?
12. Как вы думаете, какими чертами характера обладает русский народ?


Об Армии и Отечестве.
13. Мы можем гордиться нашей армией?
14. Когда вам исполнится 18 лет, вы пойдете служить в армию, или сделаете все, чтобы этого избежать?
15. Как вы думаете, русским солдатом можно гордиться?
16. Честь, совесть, доблесть, смелость, мужество, доброта милосердие, жестокость, трусость, равнодушие, слабость, неверие в Бога. Какими из этих качеств, по вашему мнению, должен обладать русский солдат?
17. Как вы думаете, достаточно ли физической подготовки для службы в армии?
18. Служить своему Отечеству можно только в армии, или вы так не считаете?
19. Как вы думаете, как еще можно послужить своему Отечеству (вне армии).
20. Вы сможете в будущем принести пользу своему Отечеству?
21. Какие вы знаете великие военные сражения в нашей русской истории?
22. Каких вы знаете русских полководцев (3, 4 имени).
23. Вы можете назвать себя патриотом или вам это чувство не знакомо?

Альтернативные вопросы.
24. Знаете ли вы каких-нибудь русских святых?
25. Какой вере принадлежит большинство людей в нашей стране: православие, католицизм, ислам?
26. Вы сами верите в Бога, ходите ли в Церковь?
27. Как вы думаете, вера в Бога помогает выполнять свой долг солдату, простому человеку?
28. Защита Отечества - это Божие дело или нет?
29. Чем бы вы предпочли заняться в свободное время: смотреть телевизор, посещать какой-либо кружок, читать книги, посещать музеи.

Анкетирование юных курсантов проводилось в клубе «Пересвет» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Ребята с интересом восприняли анкетные вопросы. Некоторые из них бурно обсуждали, например, что для вас есть Родина, можно ли гордиться нашей армией. Надо заметить, что девочки гораздо спокойней отвечали на вопросы. Мальчики, напротив, вели перекрестные обсуждения. Писали дети без подписи имени и фамилии.


Несмотря на разницу в возрасте, ответы детей не сильно отличаются друг от друга. Никакого протеста или нежелания отвечать «пересветовцы» не выражали. Им был очень интересен результат анкетирования.


Школьники также восприняли анкету с интересом. В обсуждении вопросов мальчики были активнее, чем девочки. Вопросы, касающиеся армии обсуждались бурно.


О Родине.
1. Что для вас есть Родина?
«Пересвет»:
Ответили все 18 человек:
4 человека сравнили Родину с мамой (Родина - это самое дорогое для человека, я люблю свою Родину, как люблю свою маму);
10 человек сравнили Родину с землёй, городом, своей семьёй;
4 человека определили Родину, как святое место, за которое можно пожертвовать жизнью.


Школьники:
2 человека затруднились ответить;
17 человек определили Родину, как дом, в котором они живут, где родились.
2. Если бы вам предложили переменить страну, вы бы согласились жить?
«Пересвет»:
- 17 не сменили бы страну
Школьники:
- 15 человек останутся в своей стране

3. Нашей страной можно гордиться?
«Пересвет»:
- 16 человек гордятся своей страной
- 2 человека не дали ответа
Школьники:
- все гордятся своей страной

4. Наша страна может гордиться оружием, людьми, учеными, или всем вместе?
«Пересвет»:
- 16 человек ответили, что наша страна может гордиться и оружием, и людьми, и учеными
Школьники:
- 10 человек дало аналогичные ответы
- остальные делают выбор

5. Вы переживаете беды своей Родины или вам все равно?
«Пересвет»:
- все 18 человек переживают беды своей страны
Школьники:
- переживают 12 человек
- 6 человек не дали ответа

6. Какое самое большое горе (беда) выпала на нашу страну в наши дни?
«Пересвет»:
- 15 человек назвали гибель подводной лодки «Курск» и Чечню
Школьники:
- 13 человек дали подобные ответы
Можно сказать, что дети переживают беды своей страны. Многие переживают гибель солдат в Чечне.

Общий вывод по разделу «О Родине»:
Курсанты из клуба «Пересвет», по четырем вопросам опережает московских школьников. По первому вопросу ответы гораздо разнообразнее, чем у школьников. Курсанты более патриотично относятся к своей Родине.

О Родном Крае.
7. Вы знаете, кто основал ваш город?
«Пересвет»:
- 12 «пересветовцев» знают, кто основал город
Школьники:
- 17 человек знают, кто основал город

8. Вы любите город в котором живете?
«Пересвет»:
- все 18 курсантов любят свой город
Школьники:
- город любят 16 человек

О семье.
9. Как вы считаете, вашу семью можно назвать маленькой Родиной?
«Пересвет»:
- 16 человек считают свою семью маленькой Родиной
- 2 человека не дали ответа
Школьники:
- 14 школьников соотносят семью и Родину
- 4 человека не дали ответа

Вообще этот вопрос был не очень понятен школьникам. Несмотря на это, большинство ответило положительно. Вопрос показывает, относят ли ребята свою родную семью к другим людям, живущим в этой стране. «Привязаны» ли дети к своей семье, где их любят, куда они стремятся.

10. Вы знаете историю своей семьи?
«Пересвет»:
- 14 человек знают историю своей семьи
Школьники:
- 13 человек знают историю своей семьи
О национальной принадлежности.

11. Какими чертами обладает русский народ?
На этот вопрос из обеих групп никто не назвал отрицательных качеств. Наиболее часто встречающиеся качества, которые были названы и в первой и во второй группах - это доброта, смелость, сила духа. На этот вопрос дети гораздо дольше отвечали, чем на другие. Можно сделать положительный вывод - налицо гордость детей своим народом.
«Пересвет»:
- 11 человек дали наиболее полные ответы
- 3 человека затруднились ответить
Школьники:
- 8 человек дали наиболее полные ответы
- 6 человек затруднились ответить

12. Вы гордитесь, что русский (-ая)?
«Пересвет»:
- 17 человек гордятся своей национальностью
Школьники:
- 16 человек гордятся своей национальностью
Многие ребята из обеих групп говорили, что наш народ самый лучший. Необходимо отметить, что 5 «пересветовцев» выделили такую черту, как сила духа, это говорит нам о духовной направленности их ответа.
Об Армии и Отечестве.

13. Мы можем гордиться нашей армией?
«Пересвет»:
- 13 гордятся армией
- 1 не дал ответа
Школьники:
- 12 школьников гордятся армией
- 5 человек не дали ответа

14. Когда вам исполнится 18 лет, вы пойдете служить в армию, или сделаете все, чтобы этого избежать?
«Пересвет»:
- курсанты клуба все, как один, пойдут служить в армию. (Один мальчик ответил, что «если не пойдет служить в армию, он будет чувствовать себя неполноценным и жалеть об это всю жизнь»).
Школьники:
- 4 человека дали положительный ответ
- 9 человек сделают все, чтобы этого избежать
- 5 человек отказались отвечать

15. Как вы думаете, русским солдатом можно гордиться?
«Пересвет»:
- все 18 человек ответили положительно
Школьники:
- 17 человек гордятся русским солдатом.

16. Честь, совесть, доблесть, смелость, мужество, доброта милосердие, жестокость, трусость, равнодушие, слабость, неверие в Бога. Какими из этих качеств, по вашему мнению, должен обладать русский солдат?
«Пересвет»:
- Все 18 человек наградили солдата положительными качествами.
- Все 18 человек выделили черту - веру в Бога.
Школьники
- Все школьники обозначили положительные черты.
- 17 человек указали такую черту как веру в Бога.
- 1 человек наградил солдата равнодушием.

Этот вопрос был рассчитан на нравственную оценку русского солдата, на степень уважения русского воина. Детям был предоставлен выбор ответа. Можно сказать, что никто не колебался в выборе качеств, ни та, ни другая сторона. Некоторые «пересветовцы» сказали, что если бы русский солдат обладал отрицательными качествами, ему не водружали бы постаменты и памятники, не горел бы вечный огонь, не слагали бы песни. Очень отрадно, что большинство детей указали такую черту, как вера в Бога. «Пересветовцы» ответили, что на войне и службе неверующих нет. Вера в Бога помогает духовно выстоять. Такие ответы курсантов клуба «Пересвет» опять-таки показывают духовно-нравственную направленность своих оценок на поставленный вопрос.

17. Как вы думаете, достаточно ли физической подготовки для службы в армии?
«Пересвет»:
- 15 курсантов клуба «Пересвет» считают, что для службы в армии одной физической подготовки недостаточно
Школьники:
- 16 человек думают точно также
Многие ребята ответили, что такая пословица как, «Сила есть ума не надо», не подходит для армии.

18.Служить своему Отечеству можно только в армии, или вы так не считаете?
«Пересвет»
- 17 «пересветовцев» ответили, что можно служить Отечеству и вне армии.
Школьники:
- 16 школьников думают точно также
19. Как вы думаете, как еще можно послужить своему Отечеству вне армии?
«Пересвет»:
- 7 человек затруднились ответить
- 3 человека ответили, что можно добиться успехов в спорте, науке, медицине
- 3 человека ответили, что можно помогать бедным людям, ловить преступников
- 3 человека ответили, что можно помогать Родине молитвой
- 2 человека ответили, что надо просто хорошо работать на работе
Школьники:
- 13 человек затруднились ответить
- 1 человек - заботиться о природе
- 1 человек - служить в армии
- 1 человек - просто хорошо работать
- 1 человек — работать в науке
- 1 человек - помогать людям

20. Вы сможете в будущем принести пользу своему Отечеству?
На это вопрос никто не дал точного и развернутого ответа. 13 школьников и 13 курсантов думают, что принесут пользу своему Отечеству.

21.Какие вы знаете великие военные сражения в нашей русской истории?
«Пересвет»:
- 10 человек указали Куликовскую битву
- 18 человек-Ледовое побоище
- 6 человек - Бородинскую битву
- 6 человек - Битву за Сталинград
- 6 человек — Битву за Ленинград
- 3 человека - Сражение на Курской Дуге
Школьники:
- 3 человека не дали ответа
- 15 человек указали Великую Отечественную Войну
- 6 человек назвали Битву при Бородино
- 7 человек упомянули Куликовскую Битву
- 7 человек указали 1-ую мировую войну
- 4 человека упомянули Ледовое побоище
Так же были названы: Русско-японская война, Война 1812 года, Чечня, Афганистан, Русско-турецкая война.
Вывод, надо сказать, неутешительный. Школьники не видят разницы между войной и сражением в войне. По сути, названы только 3 сражения: Бородино, Куликовская битва, Ледовое побоище.
Ответы у «пересветовцев» более утешительные, хотя разнообразием не отличаются.

22.Каких вы знаете русских полководцев (3-4 имени)?
«Пересвет»:
- 15 человек назвали Жукова
- 13 человек - Суворова
- 13 человек - Кутузова
- 9 человек — Александра Невского
- 7 человек - Дмитрия Донского
В общем, неплохие знания (хотя имена полководцев повторяются). Ответили все 18 человек. Более полные ответы дали 6 человек.
Школьники:
- 10 человек не дали ответа
- 5 человек назвали одно имя - Суворов
- 3 человек назвали 4 фамилии - Суворов, Жуков, Кутузов, Дмитрий Донской
Очень низкий уровень знания у школьников.

23.Вы можете назвать себя патриотом ил вам это чувство не знакомо?
«Пересвет»:
- 15 курсантов считают себя патриотами
Школьники:
- 8 школьников считают себя патриотами
Общий вывод по разделу «Об Армии и Отечестве»:
Пересвет гораздо больше утешает нас и дает положительные ответы. До прихода в клуб многие плохо представляли себе, что такое армия, что защита отечества - это великое благо. Теперь многие хотели бы служить в армии. Многие стали по-другому смотреть на свое Отечество. Уровень патриотизма у «персветовцев» выше, чем у школьников. Ко многим вопросам они подходят более основательно.

Альтернативные вопросы.
24. Знаете ли вы каких-нибудь русских святых?
«Пересвет»:
На вопрос о святых ребята из «Пересвета» ответил все. Из них:
- 12 человек дали полные и развернутые ответы
- 6 человек назвали 3 имени
Школьники:
- 11 человек не дало ответа
- 7 человек назвало Сергия Радонежского и Николая Угодника.

25. Какой вере принадлежит большинство людей в нашей стране: православие, католицизм, ислам?
Все 18 человек с той и с другой стороны считают, что большинство людей исповедуют православие.

26. Вы сами верите в Бога, ходите ли в Церковь?
«Пересвет»:
- Все 18 «пересветовцев» верят в Бога, присутствуют на Божественной Литургии.
Школьники:
- 9 человек только заходят в Храм, только некоторые причащаются. Остальные не посещают Храм.
- 13 школьников говорят, что верят в Бога

27. Как вы думаете, вера в Бога помогает выполнять свой долг солдату, простому человеку?
«Пересвет»:
- все ответили положительно
Школьники:
- В школе 16 человек думают, что вера в Бога помогает выполнять свой долг солдату, и простому человеку.

28.3ашита Отечества - это Божие дело или нет?
«Пересвет»:
- Все ответили положительно
Школьники:
- только 7 человек считают, что защита отечества - Божье дело.

29. Чем бы вы предпочли заняться в свободное время: смотреть телевизор, посещать какой-либо кружок, читать книги, посещать музеи?
«Пересвет»:
Ребята из «Пересвета», кроме посещения своего клуба:
- 15 человек предпочитают проводить время на улице
- 5 человек любят читать
- 10 человек предпочитают посещать спортивные секции. Большинство курсантов ответили, что времени погулять у них мало, так как они ходят в школу и посещают занятия в клубе.
Школьники:
- Все 18 школьников предпочитают гулять по улице и смотреть телевизор в свободное время

Общий вывод из раздела «альтернативные вопросы»:
Из этого раздела вопросов видно, что школьники практически никак не связанны с Церковью и практически ничего не знают о церковной жизни. Они слабо представляют, как может церковь участвовать не только в жизни армии, но и в простой обыденной жизни человека. Большинство из них после школы практически ничем не заняты.


Курсанты, с приходом в ДЦО «Пересвет» постепенно приобщаются к Церкви. Они много узнали о церковной истории, которая неразрывно связанна с всеобщей истории. Ребята говорят, что им стало намного легче учиться в школе. Они стали молиться за успехи в школе, стали более дисциплинированными, вежливыми, уважительными. Дети с нетерпением ждут того дня, когда поедут в лагерь. У «пересветовцев» многообразное общение с курсантами других клубов, с военными людьми, с духовенством. Они много узнали о военной истории. Все эти составляющие влияют на патриотизм детей, их будущую жизнь. Многие из них не станут военными, но они знают, что с Богом в душе гораздо легче жить, на многие вещи они уже смотрят по-другому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ полученных посредством анкетирования данных позволяет нам сделать вывод о том, что воспитанники православных военных клубов лучше знают историю России, лучше, чем обычные школьники, ориентируются в истории войн и сражений, глубже переживают национальные трагедии и лучше готовы к службе в армии.


На основании проведённого нами исследования предлагаем проанализировать опыт духовно-нравственного воспитания в Детском центре образования «Пересвет», вычленив общие для всех православных воспитательных объединений характеристики, особенные черты, присущие юношеским патриотическим организациям, и частные, являющиеся специфическими именно для «Пересвета». Проведённый таким образом анализ позволит обобщить имеющийся опыт и использовать его в деле православного воспитания подрастающих поколений россиян.

Дипломную работу выполнила студентка 5 курса Православного Свято-Тихоновского богословского института Самсонова Оксана Валерьевна.